Сейчас мы более подробно разберём оба пути – Днепровский от устья Днепра через бассейн Оки на среднюю и верхнюю Волгу, и Волжский – от устья Дона на нижнюю Волгу и затем по ней вверх.
Сначала рассмотрим путь по Днепру. Недалеко от его устья стоял город Олешье. Предположительно в нём купцы пересаживались на речные суда и шли вверх по Днепру. Затем, минуя днепровские пороги, через Киев и Смоленск купцы поднимались до верховьев Днепра и делали волок в верховья Оки. Попасть из бассейна верхнего Днепра в бассейн Оки проще всего в двух местах. Карта 2.
Главная
Новости
Отрывки из романа
Дополнительные материалы
700 лет империи
Где купить
Вопросы и ответы
Отзывы
Карты к роману
Об авторе
Карта сайта
Чуть выше города Дорогобуж в Днепр впадает река Осьма. От её среднего течения легко сделать волок в речку Гордота, бассейн реки Угра. Здесь располагается деревня с многозначительным названием – Мытищино. Другое место для волока было близ города Вязьма. Этот путь несколько длиннее предыдущего. По Днепру надо было подняться до устья реки Вязьма. Поднявшись по ней до города Вязьма, на территории которого р. Вязьма делает характерную петлю, можно по долине речки Мощенка сделать простой волок в реку Волоста, бассейн р. Угра. Спускаясь по Угре, купцы попадали в Оку.
С верховьев Днепра возможно также перетащиться в речку Вазузу и по ней сразу попасть в верхнее течение Волги, но этот волок крайне сложен, т. к. проходит через крутой и высокий водораздел. Никаких исторических свидетельств об использовании этого волока в древности обнаружить не удалось.
Попасть в бассейн Оки можно и по притокам Днепра. Почти напротив Киева в Днепр впадает река Десна. Поднимаясь по ней, купцы проходили древние города Чернигов и Новгород-Северский и подходили к крепости Брянск. Здесь можно было переволочься в речку Рессета, впадающую в реку Жиздра. Та, в свою очередь, впадает в Оку. Но можно было, минуя Брянск, подняться до верховьев Десны и у города Ельня сделать волок в верховья Угры.
Но был и третий путь из Десны в Оку. Между городами Черниговом и Новгород-Северским в Десну впадает река Сейм. Путешественники шли вверх по этой длинной и извилистой речке до впадения её северного притока – реки Тускарь, на которой стояла (и стоит) крепость Курск. Поднявшись по этой реке,можно было, на границе нынешних Курской и Орловской областей, сделать крутой, но короткий волок непосредственно в верховья Оки.
Спускаясь по Оке, гости либо через Переславль-Рязанский (ныне Рязань) и Муром попадали в Волгу, либо у города Коломны сворачивали и поднимались по притоку Оки речке Смородинке (современная река Москва) до устья реки Яузы (в центре современного города Москвы). Затем по р. Яузе поднимались до места волока в реку Клязьму, близ города Мытищи. По Клязьме спускались до впадения в неё реки Нерль. Здесь и поныне стоит город Боголюбово.
Идя вверх по Нерли, купцы проходили древнее поселение Кидекша, бывшую великокняжескую ставку, откуда можно было попасть в Суздаль, поднявшись по реке Каменка или проехав по твёрдой дороге примерно пять километров. Миновав Кидекшу, поднимались по Нерли (бассейна Клязьмы) до города Переславля-Залесского. Здесь делали волок в Плещеево озеро. Из него по короткой, но полноводной реке Векса спускались в Сомино озеро. Отсюда берёт начало тоже река Нерль, но уже бассейна Волги!
Также от волока у Переславля-Залесского по хорошей твёрдой дороге можно было попасть в Ростов Великий. До него от Переславля-Залесского по современному шоссе примерно 65 километров. Дорога от Переславля-Залесского до Ростова была центральным и, по-видимому, первым участком знаменитой “великой” дороги (другое название – старый Соловецкий путь) от Москвы до Ярославля, часто упоминавшейся в летописях.
Из реки Смородинки (ныне р. Москвы) в Волгу можно было попасть и по-другому. Бассейны рек Смородинки и Волги разделяет Смоленско-Московская возвышенность. И сама Смородинка и все её левые (орографически) притоки начинаются на южных и юго-восточных склонах этой возвышенности. В ней есть несколько заметных понижений, и два из них использовались в древности для волоков, по которым можно попасть сразу в Волгу, минуя бассейн р. Клязьмы.
Пройдя устье р. Яузы, купцы шли выше по Смородинке до устья реки Истра. По ней можно было, поднявшись до истоков, сделать волок в верховья реки Сестра, бассейна Волги. В 19 веке на месте этого волока построили первый канал Москва-Волга, а в 20 веке на водоразделе был возведён город Солнечногорск.
Если же купцы поднимались по Смородинке ещё выше, то входили в другой северный приток – речку Руза, и шли по ней до небольшой речушки Озёрна. По ней надо было подниматься до истоков и делать волок в реку Лама, бассейна Волги. На месте этого волока и расположен древний город Волоколамск (Волок Ламской).
Оба этих dолока существенно сложнее клязьменских, но проходимы. Спускаясь по р. Ламе, купцы попадали в речку Шоша, которая впадает в Волгу недалеко от древнего поселения Городня. Река Сестра впадает в Волгу ниже р. Шоши.
Вернёмся к дороге по реке Нерль. Она впадает в Волгу ещё ниже рек Шоши и Сестры. Чтобы попасть на Север, купцы, спустившиеся в Волгу по любой из этих речек, должны были идти по Волге вниз, до устья реки Шексна, северного притока Волги, проходя по пути древние города Калязин и Углич.
Здесь соединялись Днепровский и Волжский торговые пути. Последний мы подробно рассмотрим ниже, а сейчас проследим путь дальше на Север.
По реке Шексне поднимались вверх до Кириллова, где делали сложный, но единственно возможный волок в бассейн реки Сухона. Позднее на этом месте был построен Северо-Двинский канал. Дальше предстоял длительный спуск по р. Сухоне. По пути купцы проходили устье реки Вологды. Если подняться по ней примерно 25 километров, то можно попасть в город Вологду. Если же плыть дальше на Север вниз по р. Сухоне, то минуешь древние центры соледобычи Тотьму и Великий Устюг. После впадения справа реки Юг, Сухона называется уже Северной Двиной. Через 70 километров справа впадает второй крупный приток – река Вычегда. Поднявшись по ней, можно было попасть в другой центр соледобычи, город Сольвычегодск.
Северная Двина впадает в Двинскую губу Белого моря. Недалеко от устья на Северной Двине стоит древний город Холмогоры (Колмогоры) – тогдашняя столица Русского Севера, конечная цель нашего путешествия. Именно здесь сходились пути поморов-промысловиков с запада – с Прионежья, Карелии и Мурмана (Кольского полуострова) и с севера – с Печоры, Мезени, островов Ледовитого океана и арктического побережья Сибири.
Вернёмся к Волжскому пути. Из Чёрного моря надо было Керченским проливом попасть в Азовское и подойти к устью реки Дон. Затем поднимались до излучины Дона и в устье речки Карповка начинали волок через водораздел Дона и Волги, который приподнят над уровнем Волги примерно на 100 метров. Уровень Дона на 40 метров выше уровня Волги. Общая протяжённость волока около восьмидесяти километров. По сравнению с волоками на Днепровском пути он кажется очень длинным и сложным, но на самом деле проходит по ровной степи, с перепадом высот не более 6 метров на километр. Сейчас на этом месте сооружён Волго-Донской канал.
Представляется очевидным, что купеческие суда восемьдесят километров, конечно, не катили на катках. Перетаскивали через волок только товары и дорожные пожитки. А речные плоскодонные суда купцы брали внаём, что на Дону, что на Волге.
Попав в Волгу, купцы начинали долгий путь против течения бечевой или на вёслах. Выше устья реки Камы (восточный приток Волги) проходили Волгарию или, что то же самое, Волжскую Булгарию, ныне Татарстан. Возле устья Оки у Нижнего Новгорода соединялись пути купцов, поднимающихся по Волге и спускающихся по Оке от волоков Днепровского пути. Дальше им надо было подниматься вверх по Волге до устья р. Шексны. Путь по Шексне на Русский Север был рассмотрен нами выше.