ОРДА

Главная
Новости
Отрывки из романа
Дополнительные материалы
700 лет империи
Где купить
Вопросы и ответы
Отзывы
Карты к роману
Об авторе
Карта сайта

700 ЛЕТ ИМПЕРИИ

В основе любой политики всегда лежит экономика, забота о хлебе насущном. Чтобы понять подоплёку тех или иных политических решений, весьма полезно изучить экономический интерес участников событий. Применительно к обстоятельствам семисотлетней давности зададимся вопросом: как добывали средства к существованию жители Восточно-европейской равнины? Сколько излишков сверх необходимого для выживания давало натуральное хозяйство, каковы были барыши с торговли, на какие, собственно, средства содержались княжеские дружины и т.п.

Начнём с торговли. Сегодня основу экспорта России составляют нефть, газ, металлы. Плюс продукция ОПК. А как обстояли дела в древности, что наши предки поставляли на внешние рынки 700 лет назад?

Исходя из общегеографических соображений, одним из центров международной торговли в то время была столица Ромейского царства – Царьград. Здесь пересекались торговые пути направлений Север-Юг и Восток-Запад. Часть ресурсов, поставлявшихся с севера, потреблялась в самом Царьграде, а часть шла транзитом в Средиземноморский бассейн и Южную Европу.

Какие же дары Восточно-европейской равнины пользовались там устойчивым спросом? Очевидно те, которые, обладая высокой потребительской стоимостью, не могли быть добыты в самом Средиземноморском бассейне вообще или в достаточном количестве. К таким товарам правомерно отнести следующие: меха, ловчие птицы, русский речной жемчуг, слюда мусковит, “слоновая” кость, мёд и воск. Подробное их описание смотри по ссылке.

Все эти ресурсы Восточно-европейской равнины, за исключением мёда и воска, добывались в основном на Севере и Северо-востоке. Условной южной границей района добычи можно считать верхнее и среднее течение Волги. По каким же торговым путям шел грузопоток с Севера на Юг? Как быстрее и проще доставить товары с Белого моря и Русского Севера в Царьград, Средиземноморье и Южную Европу?

Морской путь вокруг Европы был в то время чрезвычайно труден и опасен, если вообще осуществим. К тому же он был явно не выгоден купцам из Царьграда. Гораздо предпочтительней был путь по самой Восточно-европейской равнине в Черноморский бассейн, а оттуда сразу в Константинополь. Как могли передвигаться купцы с грузами по лесистой и болотистой Восточной Европе?
Наилучшие торговые пути на Восточно-европейской равнине в 14 веке – это реки!

Карта 1


В Чёрное море впадают две крупные реки, текущие с севера на юг – Днепр и Дон. Если подняться по ним или их притокам до истоков, то через водоразделы Смоленско-Московской или Среднерусской возвышенностей можно сделать волоки в бассейн Оки, а оттуда попасть на среднюю или верхнюю Волгу. По Волге надо соответственно подняться или спуститься до устья её северного притока – реки Шексна. Именно с неё легче всего перетащится в реку Сухона, а затем попасть в Северную Двину – главную водную магистраль Русского Севера, впадающую в Белое море.

Но из Чёрного моря есть и ещё один путь. В излучине Дона можно совершить волок сразу на нижнюю Волгу и подниматься по ней на север. Сразу скажем, что нам не удалось обнаружить исторических свидетельств о сколько-нибудь значимом влиянии торгового пути, идущего от излучины Дона вверх до волоков через водораздел Среднерусской возвышенности, на международную торговлю 14 века. Никаких решающих преимуществ эта дорога не давала, но имела один существенный недостаток, на который мы укажем ниже.

Назовём путь, который начинался в устье Днепра, а затем шёл на Север через волоки в бассейн Оки, Днепровским. А тот, что начинался в устье Дона и после волока в большой донской излучине продолжался вверх по Волге – Волжским. Детальное описание Днепровского и Волжского торговых путей смотри здесь.

Каковы же преимущества и недостатки Днепровского и Волжского путей? Днепровский путь короче Волжского, он проходил по населённым, “цивилизованным” местам. На нём много волоков, но они короткие и относительно простые. На Волжском пути только один волок, но он имеет один существенный недостаток – во время длительного волока в открытой степи купцы практически беззащитны.

На волоках купеческие корабли разгружали и товары переносили отдельно, а сами корабли перетаскивали на катках – древесных стволах одного диаметра. Если волок проходил в безлесной местности, то такие катки надо было запасти заранее и вести с собой. Также важно было позаботиться о безопасности. Если во время плаванья по реке купеческий караван был более-менее защищён, то во время волоков купцы были крайне уязвимы. Поэтому волоки надлежало охранять, также как и места торжищ, какими-то местными силами.

На первый взгляд купцам, идущим с юга и везущим товары Средиземноморья, надо подниматься по Днепровскому пути, чтобы распродать свои товары в крупных Днепровских и Северо-восточных городах. А спускаться на кораблях, тяжело гружённых товарами с Севера, лучше по Волжскому пути, чтобы максимально использовать силу течения и свести работу по перегрузке товаров на волоках к минимуму.

Однако в действительности, вплоть до двадцатых годов 14 века, Волжским путём почти не пользовались, даже для путешествия с севера на юг. Причина для этого была одна, но решающая – при прочих сравнимых условиях он был несравнимо опаснее Днепровского.


А кто и как жил в это время на Восточно-европейской равнине? Какие тут были государства?

Как мы установили выше, Север и Северо-восток Восточно-европейской равнины были исключительно богаты природными ресурсами, пользовавшимися хорошим спросом на тогдашнем мировом рынке. Отчасти это было обусловлено особыми географическими и климатическими условиями данного региона. Климат Северо-восточной Европы значительно суровее Западной и даже Центральной Европы, не говоря уже о Средиземноморье.

Таким образом, именно сочетание суровости климата и богатства природными ресурсами, пригодными для экспорта, является главным, принципиальным отличием рассматриваемой территории.

Но суровый климат подразумевает чрезвычайно скудные природные ресурсы, пригодные для повседневной хозяйственной деятельности. Чем суровее климат, тем труднее прокормиться. Соответственно, местное население почти все свое время тратит на добывание средств к существованию и выживание. Прибавочный продукт или общественное богатство создается здесь гораздо медленнее, чем в странах с более благоприятными природными условиями.

Какие же государства могли возникнуть на такой территории в 14 веке? Или по-другому – кто владел и распоряжался природными богатствами и транспортными путями Восточно-европейской равнины?

Для того, чтобы государство существовало, необходимо наличие прибавочного продукта. Ибо очевидно, что нельзя одновременно обрабатывать землю и профессионально воевать. В принципе, это может делать один и тот же человек, но в разное время. И воевать он сможет лишь в то свободное время, которое у него останется после добычи пропитания. И чем легче добывать пропитание, тем больше времени и сил останется на войну или администрирование.

Раз так, то местное население Северо-востока Европы, ведущее натуральное хозяйство, при минимальном прибавочном продукте не могло создать сильного государства. Другими словами – оно не могло защищать свое право владеть и распоряжаться природными богатствами и транспортными путями своей земли.

Но «свято место пусто не бывает». И выдающиеся природные ресурсы Русского Севера должны были обрести своего хозяина. Им могли стать либо иноземные захватчики, либо местное население, создавшее государство не за счет излишков натурального хозяйства, а за счет доходов от международной торговли.

Но, такое государство или государства, появившиеся на Восточно-европейской равнине, обладало одной интересной особенностью. Чем большими природными ресурсами это государство владело, тем больший прибавочный продукт оно получало от экспорта, и тем большими военными силами оно располагало. Преобладающие военные силы захватывали новые богатые природными ресурсами земли.

Если же государство терпело поражение в этой борьбе, то всё происходило с точностью до наоборот. В случае военного поражения терялись какие-то богатые земли. Соответственно, уменьшались пошлины от торговли. С потерей пошлин уменьшалось содержание войск, которые уже не могли удерживать оставшуюся территорию. С дальнейшей потерей территории ещё более уменьшалось содержание войск и т. д. Соответственно, такое государство были крайне неустойчивыми и при крупной военной неудаче могло быстро прекратить существование. Единственной возможностью противостоять этому были военные союзы или укрупнение государств. Чем больше государство, тем менее оно зависит от отдельных военных неудач, тем большие военные и финансовые силы оно способно мобилизовать против своих конкурентов. Но, в таком случае, основа внешней политики, более того, основа самого существования такого государства – возможно большее непрерывное расширение. Что, собственно, и является отличительной чертой любой империи.

Причем, этим государствам-империям важно было захватить не столько территории, где добывались природные ресурсы, сколько узлы транспортной системы Восточно-европейской равнины, торговые пути, по которым грузы доставлялись с севера на юг. Волоки, переправы, места торжищ. Именно тот, кто владел этими узловыми пунктами, мог контролировать всю торговлю: устанавливать и собирать пошлину, переманивать купцов более выгодными условиями, препятствовать торговле конкурентов.

Естественно, эти узлы транспортной системы защищались крепостями, вокруг них возникали первые города. Если мы посмотрим список древнерусских городов, известных как поселения с начала 14 века, то абсолютное большинство из них стоит именно на узлах транспортной речной системы север – юг: Киев, Смоленск, Чернигов, Новгород-Северский, Брянск, Ельня, Курск, Переславль Рязанский, Коломна, Москва, Боголюбово, Кидекша, Переславль-Залесский, Волок Ламской, Вязьма, Владимир, Нижний Новгород, Ярославль, Кострома, Балахна, Городня, Калязин, Углич, Кириллов, Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Холмогоры.

В начале 14 века практически весь товаропоток с севера на юг шел по Днепровскому пути. Соответственно, вдоль него и возникли государства-княжества, живущие за счет международной торговли. Все они, так или иначе, входили в три “великих” княжества: Киевское, Смоленское и Ростово-Суздальское.

Великое княжество Киевское включало в себя: нижнее течение Днепра, его устье и город Олешье; среднее течение Днепра с городом Киевом; западные и восточные притоки Днепра, в том числе реку Десна и города на ней – Чернигов, Новгород-Северский, Брянск. Северная граница проходила примерно по широте крепости Брянск, а восточная – по меридиану крепости Курск.

Великое княжество Смоленское (оно же Белая Русь или ЛИТВА) занимало: все верхнее течение Днепра с притоками и городами Смоленском, Дорогобужем, Ельней, Вязьмой; левые (орографически) притоки Оки, включая Угру; верхнее течение Волги до крепости Городня и даже ниже, города Тверь, Торжок; земли севернее и западнее озера Селигер; верхнее, среднее и, возможно, нижнее течение реки Западная Двина (Даугава).

Великое княжество Ростово-Суздальское владело: землями по среднему течению Волги с городами Калязин, Углич, Балахна; междуречьем Оки и Волги восточнее рек Смородинки (Москвы) и Ламы, землями вдоль Оки ниже Коломны; Заволжьем с бассейнами рек Ветлуга, Унжа, Кострома; бассейнами рек Шексна, Сухона, Северная Двина; побережьем Белого моря. Основные города – Ростов, Суздаль, Переславль-Залесский, Переславль Рязанский, Муром, Балахна, Калязин, Углич, Кириллов, Белозерск, Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Холмогоры.

На остальной территории Восточно-европейской равнины государств-княжеств, живших за счет доходов от международной торговли, в 14 веке не было. Более того, население, жившее на Дону и его притоках, на водоразделах Дона с Волгой, Днепром и Окой (т. е. в Великороссии), а также в Поволжье ниже Камы, относилось к купцам крайне враждебно.

В самом деле, обыватели, живущие натуральным хозяйством, и не имеющие возможности защитить себя с помощью государства, видят в купцах чужих вооруженных людей. Скорее всего – разбойников. В лучшем случае – незваных гостей.

“Взаимоотношения” были следующими. Если ни одна из сторон не видела за собой решающего превосходства, то они всеми силами пытались избежать каких-либо контактов. Если купцы были явно сильнее или могли застать врасплох, они захватывали местных жителей, чтобы потом выгодно продать невольников. Если же решающее превосходство и внезапность нападения были на стороне аборигенов, то ради купеческих товаров и необходимости обезопасить себя и своих близких от продажи в рабство, купцы беспощадно уничтожались.

На всем протяжении Днепровского торгового пути государства-княжества, за счет карательных мер в отношении местного населения, сумели обезопасить международную торговлю. Но на нижнем Дону и в Великороссии прибавочный продукт натурального хозяйства сравнительно высок и их жители могли эффективно противостоять вооруженной агрессии. Прибавочный продукт этих мест был еще недостаточен, чтобы создать централизованное государство и профессиональное постоянное войско, но на уровне племени и рода военная организация была вполне действенна.

Дело в том, что боеспособные мужчины должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах лишь непродолжительное время – во время сева, покоса, расчистки новой делянки. Оставшееся время, без ущерба для добычи средств к существованию, они могли посвятить изготовлению оружия, воинским упражнениям и собственно ведению боевых действий.

Поэтому, Волжский путь, то есть маршрут по Дону до излучины, затем вверх по Волге, и путь вверх по Дону до волоков в Оку были для купцов абсолютно непроходимы.

Рассмотрим внешнюю политику трех “великих” княжеств, напрямую следующую из их географического положения.

Киевское княжество находилось в наиболее выгодном положении, так как полностью контролировало путь из Чёрного моря по Днепру.

Основными внешнеполитическими задачами киевского княжества были следующие. Во-первых, всеми силами препятствовать торговле по Волжскому пути. Все возникающие при этом обстоятельства мы подробно разберем в связи с Ростово-Суздальским княжеством. Во-вторых, защищать свою восточную границу от набегов с нижнего Дона и Великороссии. И, в-третьих, контролировать волоки из Десны и Сейма в бассейн Оки.

Для решения последних двух задач киевляне построили ряд крепостей по восточной и северной границе: Брянск, Курск и другие. Базировавшуюся на Киев великокняжескую конную дружину можно было быстро перебросить по твердой дороге на угрожаемый участок практически в любое время года.

Великое княжество Смоленское, помимо верхнеднепровских волоков в бассейн Оки, владело также волоком с Днепра в бассейн Западной Двины, и самой З. Двиной, т. е. кратчайшим путем из Черного в Балтийское море. Так же смоляне претендовали на левые притоки Оки, вплоть до Смородинки и волок из Яузы в Клязьму. Заросшая лесами речка Смородинка считалась пограничной и была обычным местом военных столкновений между смолянами и ростово-суздальцами. В сказках и былинах часто так описывали начало битвы: “На реке Смородине, на Калиновом мосту…“

Если перед киевлянами стояла стратегическая цель не допустить торговлю по Волжскому пути, то смоляне должны были всячески препятствовать движению ростовцев вверх по Оке к волокам в Десну и Сейм. В противном случае появлялась возможность прямого контакта между Киевским и Ростово-Суздальским княжествами, минуя Смоленское. И смоляне лишались своей части доходов от торговли с южными странами.

На севере Великое княжество Смоленское владело верхней Волгой и стремилось захватить города ниже по течению – Углич, Калязин. Стратегической целью было выйти на реку Шексну и отрезать весь Русский Север от коренных ростово-суздальских земель. Столицы Ростово-Суздальского княжества располагались в междуречье Оки и Волги. От остальных русских княжеств оно было отрезано дремучими водораздельными лесами, поэтому другое название Ростово-Суздальского княжества – Залесская Украина. Кроме старого Соловецкого тракта: Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль и далее на Русский Север, единственные транспортные пути на территории княжества – это реки. Летом по воде, зимой по льду. Соответственно, военные действия велись почти исключительно зимой, когда конница могла пройти по льду.

Коренные земли Ростово-Суздальского княжества – Владимирское Ополье. Помимо древнейших городов, здесь располагались самые ценные пахотные, луговые и огородные угодья. В городах было развито ремесло, в том числе кузнечное и оружейное из бурого самородного железа.

Наиболее важными границами были: западная по рекам Смородинке, Рузе, Ламе и Шоше и южная по Оке. Главным стратегическим узлом было устье Шексны.

Суровые природные условия позволяли собирать только два налога: дань кровью – набор в профессиональное войско и десятину – тот максимальный налог, который могло дать местное натуральное хозяйство. Этого налога было совершенно недостаточно для содержания войска, необходимого для обороны всей территории княжества. Поэтому зависимость ростовцев от международной торговли была исключительно высока.

Географическое положение Ростово-Суздальского княжества позволяло заготавливать преобладающую часть природных ресурсов, идущих на импорт в Царьград и западноевропейские страны. Но из-за того, что торговые пути на юг по Днепру были в руках смолян и киевлян, ростовцы теряли большую часть доходов от торговли со Средиземноморьем и Южной Европой. Этого можно было избежать, воспользовавшись Волжским путем, но он был закрыт вследствие описанных выше причин.

Обустройство Волжского пути было, таким образом, главной стратегической задачей Ростово-Суздальского княжества. Если бы ростовцы смогли полностью взять в свои руки торговлю с Царьградом, то сделали бы её существенно дешевле и выгоднее для купцов. Ведь поднимаясь по Днепру, надо было платить пошлины трем государствам, а по Волге – только одному.

Однако, для покорения племен, живших на нижнем Дону и на водоразделе Дона и Волги, требовалось огромные по тем временам военные силы, которых у ростовцев не было. К тому же, Киевское Великое княжение было кровно заинтересовано в том, что бы Волжский путь оставался непроходимым. Используя дипломатические методы, подкуп, угрозу военной силы киевляне всячески стремились уменьшить политическое влияние ростовцев в низовьях Волги и Дона.


Теперь перейдём к исторической реконструкции рождения Ордынской империи с центром во Владимиро-Суздальской земле. Учтем столетний хронологический сдвиг в русской истории и отождествление Георгия Даниловича и его брата Ивана Даниловича Калиты из 14 века с братьями Георгием и Ярославом Всеволодовичами из 13 века.

В 1303 году при загадочных обстоятельствах скончался Даниил Александрович – один из претендентов на великокняжеский престол в Ростово-Суздальском княжестве. Он известен тем, что основал Свято-Данилов монастырь на реке Смородинке в глухих лесах на границе Ростово-Суздальского и Смоленского княжеств (ныне в черте г. Москвы ). В 1304 году Великим Князем становится Михаил Ярославович – двоюродный брат Даниилы Александровича.

У Даниила выжило два сына – старший Юрий и младший Иван (Ярослав). Через какое-то время Юрий с братом прибились к казакам, жившим общинами на Ополье и в Поволжье. Казачьи общины (курени) объединялись в Орду т. е. казачью Раду, Совет. Юрик прижился в Орде, выучился на кузнеца, что по тем временам означало “стал обеспеченным человеком”, смог дать своему младшему брату, Ваньке, хорошее образование, т. е. обучил грамоте, что само по себе было профессией.

Помимо изучения кузнечного ремесла, Георгий, как и всякий казак, сделался профессиональным конным воином и, благодаря своим рано проявившимся полководческим способностям, выдвинулся сначала в сотники, т. е. в командиры казачьей сотни, а затем был выбран отоманом Орды. Георгий до самой своей смерти водил казаков в бой, и при нём Орда не проиграла ни одного сражения. За это казаки прозвали Георгия Победоносцем .

Став отоманом, Юрий применил военные нововведения: Орда делилась на десятки и сотни (позднее появились тысячи и тьмы – десятки тысяч). Ими командовали отобранные и подготовленные для решения соответствующих задач командиры (прообраз современного офицерского корпуса). Каждый из них был обязан проявлять инициативу в рамках данного ему приказа. Того же требовали и от рядовых казаков. Войско сражалось в правильном конном строю, где всякий воин знал своё место и боевые обязанности. Существовала воинская специализация, например лучники и копейщики. На поле боя конные сотни казаков совершали сложные перестроения: глубокие охваты с флангов, ложные отступления, засады.

В 1318 году низовые князья Ростово-Суздальского княжества, недовольные правлением Михаила Ярославовича, предложили Георгию Даниловичу, как законному наследнику, свергнуть своего двоюродного дядю и занять престол Великого Князя.

Георгий согласился с низовыми князьями и уговорил казаков. Начинается борьба племянника с дядей, русский “Гамлет” 14 века. В решающей битве казачья Орда разгромила дружину Великого Князя Ростово-Суздальского. Возможно, в летописях (с учетом столетнего сдвига) эта победа отразилась как знаменитая Липицкая битва новгородцев (казаков) с суздальцами на реке Липица (Липня) близ Юрьева-Польского . Ведь и по описанию битвы, и по её местоположению посреди Владимирского Ополья, это сражение было внутренним, междоусобным делом Ростово-Суздальского княжества. Если под городом понимать поселение, то новгородцы – это поселенцы “нового типа”, казаки.

Став Великим князем, Георгий Данилович получил в наследство внешнеполитические проблемы Ростово-Суздальского княжества. И главной была борьба за Волжский торговый путь. Используя своё уникальное положение и Великого князя и отомана Орды, а так же огромный моральный авторитет, Георгий Победоносец сумел объединить под своим отоманством казачьи Орды Ополья, юга Великороссии, Поволжья и нижнего Дона. В устье Дона казаками была основана крепость Азов .

Этим были решены две важнейшие задачи. Во-первых, Волжский торговый путь стал полностью входить в Ростово-Суздальское княжество. Ростовцы смогли взять свои руки торговлю со Средиземноморьем, и сделать её существенно дешевле и выгоднее для купцов. Ведь, как мы уже отмечали, поднимаясь по Днепру, надо было платить пошлины трем государствам, а по Волге – только одному .

С тех пор, и до строительства железных дорог во второй половины 19 века, именно Волга была главной транспортной магистралью Европейской России.

Во-вторых, теперь в распоряжении Ростово-Суздальского княжества, помимо возросшего дохода от международной торговли и значительного ремесленного потенциала городов Междуречья Оки и Волги, оказались существенные людские и практически неисчерпаемые конские ресурсы южнорусских степей. Всё это, плюс наличие опытных и преданных казачьих командиров – сотников и тысячников, выдвинувшихся при Георгии, позволило создать небывалое по численности и боеспособности конное профессиональное войско. Именно с этого события правомерно называть Ростово-Суздальское княжество Ордынской империей.

Также Георгий Победоносец укрепил западные рубежи княжества. Он поставил ряд пограничных крепостей на притоках Оки, в т. ч. на Смородинке, недалеко от устья Яузы, на Боровицком холме, т. е. основал Москву.

Помимо этого, Юрий утвердился на крайних западных рубежах Восточно-европейской равнины, основав крепость Орешек в истоке Невы из Ладожского озера. Так Георгий обустраивал собственный путь в Балтийское море, минуя Смоленск.

Естественно, все эти действия Георгия Даниловича вызывали раздражение и противодействия Великих княжеств Смоленского и Киевского, что, в конце концов, в 1325 году вылилось в войну. Смоляне решили нанести удар с тыла, с севера, пройдя через верхнюю Волгу и Заволжье, захватив переправы и волоки на Шексне и отрезав Ростово-Суздальское княжество от Кириллова, Вологды и пути в Белое море. Казаки разгадали замысел противника и устроили в междуречье Волги и Мологи, на речушке Сить, засаду. В результате смоляне были разбиты, но Георгий Данилович погиб в этой битве (по другим сведениям, в результате предательства его заманили в ловушку и разорвали конями).

Спустя некоторое время после гибели Юрия Ордынская империя захватила Смоленск, а затем и Киев. В 1328 году отоманом Орды и Великим князем был избран брат Георгия Победоносца, Иван Данилович, прозванный Калитой. Он основал Ордынскую династию, которая правила до начала 17 века.

С самого возникновения Ордынская империя не могла существовать за счет прибавочного продукта населения метрополии. Она могла жить и развиваться только путем присвоения дохода от международной торговли. И чем больше торговых путей империя захватывала, тем больший доход она могла направить на развитие имперских вооруженных сил и администрирование, т. е. на дальнейшую экспансию.

Причем, сначала казаки овладевали уже существующими узлами транспортной системы, а когда достигли границ Средиземноморской цивилизации – стали целенаправленно раздвигать эти границы, расширяя тем самым ойкумену международной торговли и ресурсную базу своего существования.

К первой половине 16 века Ордынская империя охватила торговлей весь доступный к тому времени мир и достигла вершины своего могущества. Экономической основой этого могущества была развитая международная торговля, большая часть доходов от которой шла в имперскую казну.

Однако, если для освоения новых земель и становления всемирной торговли нужно было централизованное вложение средств, т. е. нужна была империя, то дальнейшее развитие международных торговых отношений вполне могло идти без откачки средств в метрополию. Империя как структура уже не была нужна той торговой цивилизации, которую Орда собственными руками и построила. “Мавр сделал свое дело, мавр может уходить”. Что мы и наблюдаем во второй половине 16 и в начале 17 века. Последующее Романовское самодержавие строилось на совершенно ином экономическом фундаменте, прежде всего на жесточайшей эксплуатации собственного экономически активного населения. Именно в этом коренное отличие Российской Империи от Ордынской.

Естественно, империи и прочие государственные образования рождаются и умирают не только по экономическим причинам. Но экономика, как способ производства и распределения материальных благ, создает основу, предпосылки, направление развития. Это верно как для сегодняшнего времени, так и для событий 700-летней давности.





© Пеков Юрий, 2007-2008